413100 г. Энгельс ул. Л.Кассиля 47

76-40-08, 76-40-07

История образования города Энгельса

Покровская Слобода (ныне  Покровск, г. Энгельс)

     Слобода эта - самый крупный хлебный рынок Самарского Заволжья. Такое значение она приобрела после проведения Покровско-Уральской железной дороги. До того времени она уступала в торговых оборотах селу Балакову, к которому направлялись тогда главные подвозы хлебов из заволжской степи.

паровоз времен СССР

      Возникновение Покровской Слободы связано с разработкою соли на Эльтонском озере. Для вывоза соли с этого озера, правительство в 1747 году вызвало малороссов, даровав им свободу от повинностей и по 30 десятин земли на каждую душу. Эти малороссы образовали, между прочим, Покровскую Слободу, в которой устроен был казною главный соляной склад. Посетивший Покровскую слободу в 1769 году, через 22 года после её возникновения, академик Фальк, сообщает, что в ней насчитывалось 2445 малороссиян. Некоторые из них держали от 200 до 300 волов для возки соли и были все зажиточны. Путешественник П.С. Паллас, бывший здесь в 1773 году, записал, что в Покровской слободе "состоит почти 400 домов, из коих некоторые весьма хорошо построены. На базаре выстроено чрезвычайное множество лавок, в коих продаются всякого рода простые товары".

покровская слобода

     Такому быстрому росту Покровской Слободы способствовало выгодное географическое её положение на берегу многоводной реки и соседство города Саратова, куда сбывались произведения сельского хозяйства. К поселившимся в Покровской слободе малороссам постепенно стали стекаться великороссы, главным образом ремесленники, которые образовали русский поселок, впоследствии слившийся со слободой и до сих пор сохранивший название "русской слободки".            Поскровская слобода     

 

     На 1913 год в Покровской Слободе около 35 тысяч жителей, главным занятием которых служить земледелие и хлебная торговля. По переписи 1936 года в Покровской Слободе, получившей в 1914 году статус города проживало 34 тысячи человек, в 1959 - 91 тысяча, а в 1992 году - 183300 человек.

     Для облегчения хлебной торговли общество Рязанско-Уральской железной дороги устроило при Покровской слободе бухту и открыло в центре слободы отделение Саратовской городской станции, которое не только исполняет операции по приему и выдаче грузов, но производит и комиссионную продажу хлебных грузов по поручениям хлебовладельцев.

 

    На берегу бухты, при особой ветви, построено 87 хлебных амбаров, общей вместимостью на 10 миллионов пудов. Амбары эти принадлежать местным поставщикам, саратовским, нижегородским и рыбинским мукомолам и банкам: русско-азиатскому и русскому для внешней торговли. Хлебные сделки совершаются на бирже, помещающейся в собственном красивом здании на Троицкой площади, близ амбаров. Здесь же находятся отделения банков: волжско-камского, санкт-петербургского международного, русского для внешней торговли, русско-азиатского, русского торгово-промышленного и два местных банка: сельский банк и общество взаимного кредита.

 

      Близ слободы, на берегу Волги, - шесть паровых лесопильных заводов и нефтяные склады восточного общества, товарищества братьев Нобель, общества "Мазут" и общества Рязанско-Уральской железной дороги, а вокруг станций - костемольный и клееваренный заводы, чугунно-литейные, кирпичные и черепичный, три паровые мельницы и другие предприятия.

    В слободе две гимназии - мужская и женская, 16 других учебных заведений, телефонная сеть, несколько благотворительных учреждений и обществ.

 

   Железнодорожных станций в Покровской Слободе две: одна в самой слободе и другая на берегу реки Волги. С обеих этих станций в 1910 году отправлено более 51 тысячи пассажиров и свыше 7640 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 16418 тысяч пудов. В отправлении преобладали лесные материалы и нефтяные продукты, в прибытии - хлеб, кожи, шерсть, мануфактура и прочие.

 

    В Покровской Слободе - коренное депо, с двумя паровозными зданиями и мастерские для ремонта паровозов и вагонов.

 

    В 1914 году Покровская слобода была преобразована в город Покровск. Позже, в 1931 году город переименован в Энгельс, в честь Фридриха Энгельса. С 1922 по 1941 год Энгельс был столицей существовавшей в те годы Республики немцев Поволжья.

    Покровские паровозоремонтные железнодорожные мастерские Рязано-Уральской железной дороги, основанные в 1894 году и первоначально занимавшиеся ремонтом паровозов узкой колеи левобережных линий РУЖД вместе с перешивкою колеи меняют свою специализацию и начинают ремонтировать паровозы нормальной колеи. С 1949 года мастерские переименованы в Покровский вагоноремонтный завод, в 1954 году в Покровский механический завод. В 1965 году завод переименован в Энгельсский завод транспортного машиностроения. В 30-х и 40-х годах XX века на предприятии ремонтировали вагонные рессоры, колесные пары, заменяли подшипники, изготавливали поковки и литье, в 50-х и 60-х годах XX века ремонтировали пассажирские вагоны и железнодорожные цистерны, изготавливали железнодорожные контейнеры и снегоочистители, снегоуборочные поезда. На настоящее время завод выпускает снегоуборочные поезда СМ2М.

     В советское время Энгельс стал крупным промышленным центром. В городе расположено несколько известных на всю Россию, да и за её пределами предприятий: троллейбусный завод имени Урицкого (ЗИУ), завод транспортного машиностроения выпускающий снегоочистительную технику для железных дорог, завод автотракторных запальных свечей.    мост Саратов-Энгельс

В настоящее время  неузнаваемо изменился облик города. Выросли новые жилые дома, школы, лечебные детские учреждения. Оделся в бетон берег Волги, вдоль которого на 20 километров протянулась покрытая бетонными плитами дамба, надежно защищая низкую часть города от напора волжских вод. С дамбы открывается замечательная панорама: водная ширь, нависшие над ней ажурные конструкции моста, благоустроенные кварталы Саратова.

     Бык - символ города ЭнгельсаГород знаменит тем, что в нем родились такие известные деятели искусства и культуры как писатель Лев Кассиль, композитор Альфред Шнитке, художники А.И. Кравченко, А.А. Мыльников. В городе открыты два музея: краеведческий и Льва Кассиля.

   Одной из важных достопримечательностей города Энгельса несомненно является его сивол - бык везущий на себе соль.

     “Символ города” представляет собой скульптуру быка с солонкой, выходящего из герба города. Белый и красный цвета чаши и соли на спине быка повторяют цвета флага Саратовской области и свидетельствуют о том, что Энгельсское муниципальное образование является частью Саратовской области. На постаменте выгравированы историческое и современное названия города: Покровск и Энгельс.

     Идея создания памятника принадлежит бывшему главе Энгельсского муниципального района Михаилу Алексеевичу Лысенко. Воплотил идею в жизнь местный скульптор Александр Садовский.